Вы здесь: Главная > О гильдии > Новости > Новости ГАИП > Итоги пресс-конференции "Законы и диссонансы: что ждет петербургскую архитектуру?"

Федеральные и региональные новости

31 мая 2018г. - В Совете Федерации выступил А.Боков

Подробнее...

26 декабря 2017г. - Встреча А.В. Бокова с В.В. Путиным в рамках заседания Совета по культуре при Президенте 21 декабря 2017г.

Подробнее...

Все федеральные/региональные новости

Случайная фотогалерея

Фото 25 Жилой дом со встроенной автостоянкой

Здесь представлены фотографии работ ООО "Архитектурное бюро "Я.К." - члена "Гильдии архитекторов и инженеров Петербурга"

Все фото из этой галереи

См. список всех фото-галерей

Выставки, конференции, семинары с участием СРО ГАИП

09 апреля 2018г. - 17-18 апреля в Санкт-Петербурге пройдет архитектурный форум ArchiSpace

Подробнее...

16 декабря 2016г. - "Архитектив-2016"

Подробнее...

Все публичные мероприятия с СРО ГАИП

Итоги пресс-конференции "Законы и диссонансы: что ждет петербургскую архитектуру?"

18 июня 2014г. в Доме архитектора на Большой Морской, 52 Санкт-Петербургским Союзом архитекторов и СРО НП "Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга" была организована пресс-конференция "Законы и диссонансы: что ждет петербургскую архитектуру?". В рамках этой конференции были затронуты две важные темы, объединенные общей идеей - сохранение исторического центра Санкт-Петербурга.

Первая тема – оценка реализации заявленной Правительством СПб грандиозной Программы реконструкции центра, а именно площадок ТР-1 и ТР-2, и связанной с расселением коммуналок.
Завершен первый этап – визуальное обследование застройки на названных площадках, выполненное ООО «Город», но еще не утвержденное заказчиком – Комитетом по строительству. Параллельно идет активный процесс формирования Федерального закона «О некоторых вопросах сохранения исторического центра СПб и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимость принятия которого диктуется требованиями федерального уровня.

Вторая тема -  появление списка из 77 архитектурных объектов, «диссонирующих» в архитектуре СПб, – вызвала острую реакцию у архитектурного сообщества.
Список диссонирующих объектов, который стал приложением к проекту изменений закона №820-7, можно смело считать бессмысленным. Для оценки архитектурных сооружений нужен целый набор критериев, по которым составить тот или иной список будет крайне сложно. Озвучить свою позицию по поводу закона и диссонирующих объектов архитекторы решили в письме-обращении, которое будет отправлено в Министерство культуры РФ, Законодательное собрание Санкт-Петербурга и Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Поскольку в значительной степени этот список был сформирован при активном участии так называемых градозащитников, прозвучали нелицеприятные оценки их деятельности в нашем городе. Почетный президент СПб СА В.В. Попов привел несколько примеров их антипрофессиональных предложений по некоторым объектам в центре города.

Тему продолжил вице-президент СПб СА М.А. Мамошин с убедительной аргументацией о надуманных критериях оценки современной архитектуры градозащитниками.

 Член президиума СПбСА, член СРО НП ГАИП Никита Явейн продолжил тему диссонирующих зданий: «никакого юридического значения этот список не имеет и более того, все отказались от авторства. Я считаю, что это нужно забыть, а вот в законе обратить внимание на то, что там фактически введен запрет на любую работу с историческими зданиями". 

Директор Бюро межевания городских территорий ЗАО «Петербургский НИПИград», член СРО НП ГАИП Павел Никонов признался, что уже не на начальном этапе, но присоединился к анализу созданного списка. «Но в итоге получилось совсем не то, что я делал. Например, в нашем списки была Вторая сцена Мариинского театра, жилой комплекс «Серебряные зеркала», которые в итоге были почему-то заменены совершенно другими объектами», - недоумевает Павел Никонов.

Олег Романов закончил пресс-конференцию сообщением о том, что Санкт-Петербургский Союз архитекторов готовит письмо-обращение в Министерство культуры РФ, Законодательное собрание Санкт-Петербурга и КГИОП, в котором будет отражена позиция архитектурного сообщества по поводу списка и ФЗ-820.

 

Письмо-обращение в Министерство культуры РФ, Законодательное собрание Санкт-Петербурга и КГИОП:

РЕГИОНАЛЬНАЯ  ТВОРЧЕСКАЯ  ОБЩЕСТВЕННАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА  АРХИТЕКТОРОВ  РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ СОЮЗ АРХИТЕКТОРОВ

Санкт-Петербургский Союз Архитекторов весьма обеспокоен появлением некоторых законодательных документов, касающихся архитектурных объектов Санкт-Петербурга и не согласованных с общественной организацией, объединяющей ведущих зодчих города и значительную часть архитектурной общественности. В связи с этим ниже приводятся некоторые наши соображения и предложения.

Во исполнение Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2009 № 681 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов» и  распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2012 года N 48-рп «О порядке организации независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры   разместил в публичном доступе проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» (далее Проект).

В проекте приводится определение «диссонирующего объекта» – это отдельные неисторические здания, строения, сооружения или их группы, расположенные в исторической среде, которые по своим параметрам или архитектурному решению не соответствуют характеристикам исторической среды и (или) препятствуют обзору объектов культурного наследия, панорам и видов.

Помимо этого, проект содержит подраздел, в котором приведен список «диссонирующих» объектов, расположенных на территориях открытых городских пространств Санкт-Петербурга, включающий 77 объектов. Также в данном подразделе указаны мероприятия, направленные на устранение диссонирующего эффекта от «диссонирующих» объектов и территорий с несформировавшейся средой. Среди прочих мероприятий выделяется такое мероприятие, как снос диссонирующей застройки и замена ее на застройку, соответствующую ценным характеристикам среды для этой зоны.

В проекте и в пояснительной записке к нему отсутствует указание на конкретные критерии, которыми руководствовались составители закона при составлении списка «диссонирующих» объектов. Составление данного списка производилось без учета мнения архитектурного сообщества города, которое ведет многолетнюю работу по выявлению и систематизации «диссонирующих» объектов. Именно архитектурное сообщество, в лице различных объединений, может представить объективный и профессиональный взгляд при составлении критериев отнесения объектов в список «диссонирующих» объектов.

Кроме этого, следует отметить, что в названный список попали объекты, положительно отмеченные общественностью и получившие государственные и иные награды.

Таким образом, в Проекте содержится перечень объектов, к которым могут быть применены различные мероприятия, в том числе снос, составленный исключительно на основании личных предпочтений сотрудников КГИОП, без учета мнения архитектурного сообщества.

Возможность устранения диссонирующего эффекта путем сноса объекта противоречит Конституции РФ, в частности ст. 35, согласно которой право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В противоречие указанной норме Проект не предусматривает ни судебного решения для осуществления сноса диссонирующих Объектов, ни какого-либо возмещения собственникам таких объектов.

Также, помимо сноса, Проектом предусмотрено

- перепрофилирование промышленных предприятий;

- изменение габаритов «диссонирующих объектов», высоты, ликвидация отдельных элементов;

- изменение фасадов для зданий, диссонирующих по архитектурному решению фасадов.

Все эти мероприятия, подлежащие применению в отношении «диссонирующих» объектов, нарушают право собственности хозяйствующих субъектов без каких-либо оснований, только по дискреционному усмотрению КГИОП.    

Кроме того, в Проекте отсутствует указание на то, какой орган и каким образом будет определять мероприятия, которые подойдут для устранения диссонирующего эффекта конкретного объекта. Подобные формулировки в нормативных актах влекут нарушение принципа правовой определенности и допускают произвольное усмотрение правоприменителя при их использовании. 

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»   коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

На основании изложенного, Проект предоставляет необоснованно широкие полномочия для правоприменителя, что является коррупционным фактором. 

В соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, к полномочиям Минкультуры РФ относится согласование границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительные регламенты. Поскольку в Проекте были выявлены указанные выше противоречия, просим Вас не согласовывать Проект.

 

По поручению Президиума правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов,

С уважением,

Президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов,

Заслуженный архитектор Российской Федерации,

Действительный член Международной Академии архитектуры,

Профессор Романов О.С.

20.06.2014, 1360 просмотров.

 

Главная | Компенсационный фонд | Аудит | Взносы | Реквизиты | Документы | Карта сайта | Контакты

Copyright (c) Ассоциация СРО ГАИП, 2009-2017